Время собирать камни

Премьера спектакля «Эдип» состоялась 30 ноября 2012 г.

2-101

Этот спектакль нам предложил «Культпроект» – творческое объединение, которое поддерживает молодых режиссёров и художников. С руководителем этого творческого объединения мы познакомились на фестивале в Сочи в 2011 году. У нас был выбор – детский или взрослый спектакль? Мы, утратив большое количество взрослого репертуара, конечно, сразу сказали: взрослый! А когда режиссёр, позвонив по телефону, перечислил несколько пьес, из предложенного мы выбрали Софокла, пьесу «Эдип царь». Мы так быстро и легко выбрали «Эдипа», что режиссёр даже слегка растерялся, но только самую малость.

Нам предложили поработать с молодыми постановщиками из Беларуси. Режиссёр –Александр Янушкевич представил нам свою версию трагедии, а художник-постановщик Людмила Скитович – очень необычные эскизы спектакля. Мы понимали, что в некоторой степени идём на риск: один материал – античная трагедия, да ещё с такой необычной темой, чего стоил! Но рисковать мы привыкли, хотя волноваться в связи с этим не перестали.

И в этот раз мы в театре тоже переживали за эту работу, а вместе с нами, но по-своему, переживали и постановщики. Работа, за которую они взялись, была оригинальной (они нигде не ставили этот спектакль), более того, у Александра это была первая иногородняя постановка.

На репетициях шёл постоянный поиск, в котором большое участие принимали и наши артисты. После первого визита постановщиков, принятия худсоветом оформления и знакомства с труппой мы с артистами «разминали» текст трагедии, учась соблюдать строфу, осмысленно произносить длинные периоды. Разбирались в характерах образов и пытались их трактовать по-разному, до комедийности, чтобы легко ориентироваться в тексте и быть, как говориться, в материале. Произведению Софокла две с половиной тысячи лет, оно по-прежнему живёт, но мы говорим, изъясняемся сегодня совсем по-другому! Голоса у наших артистов разные. Как всё свести, выстроить и сохранить гармонию античного театра? Режиссёр пробовал на роль Эдипа многих артистов, но там, где устраивала внешность, голос не отвечал режиссёрским представлениям, в итоге, решение режиссёр принял очень нетрадиционное, но, на мой взгляд, самое верное.

Спектакль получился очень необычен по многим параметрам, но главное всё же, пьеса – античная трагедия. Режиссёр, в результате долгих проб и поисков, пришёл к решению – отдать весь текст трагедии одному артисту. Это не был компромисс, это было единственно правильное решение, которое не разрушало стилистику спектакля, не сделало его пёстрым от разноголосицы. Один голос, как внутренний монолог каждого персонажа, звучит так проникновенно, что зрители без труда понимают, когда и от чьего имени звучит текст – Креонт, Иокаста, Эдип?.. Един во многих лицах, цельный, глубокий, волнующий; не пафосный, но и не бытовой, сумевший приблизить трагедию, написанную 25 веков назад, голос Алексея Гущука.

Я смотрела спектакль, а в голове крутились строчки из шекспировского «Гамлета». Помните, в Эльсинор приезжают артисты, и, глядя на них, Гамлет произносит: «Что он Гекубе, что ему – Гекуба? А он рыдает»!

И вот первые премьерные спектакли по пьесе Софокла «Царь Эдип». Стильное оформление, прекрасная музыка, написанная специально к этому спектаклю (композитор Александр Литвиновский из Беларуси), метафорический ряд и голос одного актёра, звучащий за всех персонажей, словно читает книгу наш современник, сдувая пыль веков, и герои этой книги в своих сомнениях, слабостях и муках предстают перед зрителями.

Оракул предсказал Эдипу, что он станет убийцей родного отца и женится на собственной матери. Попытка избежать предначертанного судьбой, обмануть её и доказать, что всё зависит от личности, терпит крах.

Главный герой поставлен автором в исключительные обстоятельства: через душевные и физические страдания он проходит путь от внутренней «слепоты» к прозрению, несмотря на то, что сам выкалывает себе глаза, чтобы не видеть мир, в котором так жестоко всё запуталось.

Но нужно ли идти до конца к своей цели, если тебе говорят: сделай вид, что ты этого не видишь, так будет лучше?.. Никто не ответит на этот вопрос правильно. Выбор каждый делает сам. А может быть, именно таким должен быть путь к прозрению, как и положено, через покаяние?

Прекрасно работает Евгений Насупа – Эдип. Ни одного слова вслух, но мы словно слышим, как текут его мысли – тяжёлые, как жернова, как принимаются решения, как роятся смутные подозрения в неверности…

Актёрский ансамбль в спектакле – это всегда очень важно для результата. Здесь он сложился, несмотря на всю необычность спектакля: безмолвие артистов, смешение живого плана, кукол и предметов, оригинального музыкально-звукового ряда и голоса, ведущего за собой и артистов, и зрителей.

Спектакль – серо-белая графика и сочетание общего и крупных планов – огромные маски (Эдип в разном возрасте), словно наезд на лицо царя в момент напряжения, решения возникших ещё в юности проблем. Здесь нет лишних цветных пятен, так не вяжущихся с античным театром. Лаконичность выразительных средств художника придаёт ему особый, сдержанный стиль, где всё внимание сосредоточено на содержании пьесы, на том тяжёлом бремени, за которое взялся Эдип.

Пока режиссёр и художник занимались спектаклем, весь театр жил в ожидании – что же получится? Когда я просила разрешения поприсутствовать на репетиции, режиссёр говорил: давайте завтра, а когда я приходила «завтра», работа шла над тем фрагментом, который я уже видела неделю назад. Возникало чувство, что работа стоит на месте и режиссёр не знает – что делать! Но какое же было счастье, когда нас пригласили на просмотр спектакля, и с первой минуты стало понятно – всё получилось! Понятно стало, потому что сердце буквально зашлось от ощущения того, насколько слаб человек и недальновиден и как играет им судьба, словно маленькой куколкой, от которой ничего в этом мире не зависит…

2-104

Мы не побоялись взяться за такой сложный материал, мы адаптировали его к сегодняшнему дню, мы пытаемся уговорить наших зрителей жить без лжи, доверяя друг другу, не кривя душой.

Огромные античные маски с разным выражением лица Эдипа смотрят на нас очень пристально, напоминая о чём-то вечном, незыблемом в жизненном расписании. Да, бывает время разбрасывать камни, и обязательно приходит время их собирать.

Спектакль будет расти. Он уже приглашён на два театральных фестиваля – в Иркутск и на Сахалин. Но это будет в следующем сезоне. Надеюсь, что наши ребята достойно покажутся на этих фестивалях.

Возможно, читая про спектакли, вы обратили внимание на то, что я отмечала их музыкальность: ведь музыка спектакля – очень важная составляющая часть постановки, на которой лежит большая нагрузка по созданию атмосферы спектакля. Как музыка попадает в спектакль? Какая? Кто этим занимается? Попробуем разобраться.